Речь идет о новой южноафриканской модернизацией транспортно-боевого вертолета Ми-24 Super Hind .
На эту винтокрылую машину установили новые средства связи (стандарта НАТО),
навигационную аппаратуру (инерциальную, доп-леровскую, GPS, радионавигационные средства),
систему управления оружием, средства обороны и РЭБ, вооружение и лопасти несущего винта,
выполненные из композитных материалов.
|
|
Южноафриканская компания Advanced Technologies and Engineering (ATE) является еще одной фирмой за пределами России, ведущей собственную успешную программу модернизации Ми-24. Заказ на доработку 40 алжирских Ми-24 был размещен в 1999 г. и первую модернизированные “двадцатьчетверки”, известные под брэндом Super Hind были доставлены заказчику уже спустя несколько месяцев.
К 2004 г. модернизированные южноафриканцами вертолеты налетали уже 14000 часов. Довольные работой ВВС Алжира в 2002 г. предложили ATE разработать предложение по дальнейшей модернизации машин.
Носовая часть с кабиной экипажа имеет новую конфигурацию и новое бортовое радиоэлектронное оборудование. Конструкция кабины обеспечивает лучшее поле обзора, чем у Ми-24, смещает центровку вертолета назад, повышает маневренность и облегчает выполнение полета на предельно малых высотах с облетом препятствий.
Масса машины снижена на 2 тонны. Кабина защищена кевларовой броней. Бортовое оборудование заменено на новое с меньшей массой и адаптировано под очки ночного видения. В кабине экипажа установлены два многофункциональных дисплея (6х8 дюймов), дисплей с цифровой картой местности, монохромные многофункциональные индикаторы системы управления и отображения полетной информации, новая доплеровская навигационная система, сопряженная с глобальной спутниковой навигационной системой GPS, радионавигационное оборудование, усовершенствованный интерфейс «человек – машина», новое программное обеспечение системы вертолетовождения, система контроля бортовых систем вертолета.
Вертолет оснащен компактным гиростабилизированным прицелом «Аргос-410» фирмы «Денел», сопряженным с дневным телевизионным прицелом, тепловизионной системой переднего обзора, лазерным целеуказателем и генератором лазерного луча для управляемых ракет Ingwe с лазерной системой наведения по лучу.
| Ми-24Д и Ми-24 Super Hind
|
Super hind имеет компактную турель с 20-миллиметровой авиационной пушкой, программируемый автомат сброса ИК-ловушек и дипольных отражателей.
Модернизированный вариант Ми-24 с 8 ракетами Ingwe (дальность стрельбы – 5 км), 18 неуправляемыми ракетами и 400 20-миллиметровыми снарядами имеет боевой радиус действия 230 км, скорость 220 км/ч и 20-минутный резерв по запасу топлива.
Система управления вооружением обновленного Ми-24 получила многоканальный прицельный комплекс FLIR со встроенным лазерным дальномером и автоматом сопровождения цели, нашлемную прицельную систему HSS и нашлемную систему прицеливания и отображения информации HMSD. Расширен ассортимент применяемого оружия. Теперь Ми-24 может использовать не только НАР С-5 и С-8 отечественного производства, но и НАР стандартов НАТО, управляемые противотанковые ракеты INGWE и МОКОРА разработанные в ЮАР и имеющие максимальную дальность стрельбы 5000 и 10000 м соответственно.
В носовой части вертолета южноафриканскими инженерами установлена установка с 20-мм автоматической пушкой с большими скоростями и углами наведения по горизонтали и вертикали. По словам представителей компании ATE устанавливаемая на Ми-24 система управления оружием адоптирована и для установки на вертолеты Ми-24П, имеющие 30-мм автоматическую пушку. Впрочем, как сообщили представители компаний ATE и "Роствертол", модернизация Ми-24, проводимая в ЮАР,хоть отчасти, но согласовывалась с российскими разработчиками.
Новое оборудование вертолета оптимизировано для применения очков ночного видения, что позволяет выполнять боевые задачи и в ночное время суток, а также в сложных метеоусловиях. В кабине экипажа установлено два многофункциональных цветных дисплея, на которых отображается карта местности и полетная информация.
| ATE Ми-24 Super Hind ВВС Алжира
| Радиус действия модернизированного вертолета составляет около 230 км, а максимальная скорость превышает 300 км/ч. Компания ATE предлагает услуги по модернизации вертолета всем оператором вертолетов Ми-24, Ми-25 и Ми-35.
Ядро систем авионики, используемой во всех Super Hind, было заимствовано у ударного вертолета Denel Rooivalk. Комплекс включает в себя бортовой компьютер собственной разработки ATE, навигационную систему, кабину пилотов, адаптированную для применения очков ночного видения, а также гиростабилизированную мультисенсорную систему обзора Kentron Culumus Argos 550, располагающую ТВ и инфракрасными датчиками и лазерным дальномером.
На Mk II/III также был добавлен нашлемный дисплей, навигационные дисплеи, новая система пассивной защиты Vinten, а также специальная цифровая система, призванная снизить вибрацию на некоторых режимах полета.
Вариант Mk III вдобавок располагает еще несколькими высокотехнологичными новшествами. Среди них: нашлемный визир Archer R2 разработки Kentron, позволяющий пилоту взглядом управлять как обзорно-прицельной системой, так и 20-мм пушкой с боекомплектом 840 выстрелов.
Важнейшим элементом пакета модернизации Mk III является ПТУР Ingwe. Восемь таких ракет могут быть размещены на двух подкрыльевых пусковых установках. Кроме того, вертолет способен нести большое количество вооружения российского и южноафриканского производства, включая НАР и свободнопадающие бомбы. В ходе испытаний ПТУР Ingwe было произведено свыше 400 контрольных пусков и 90% выпущенных ракет успешно поразили цель. Кроме того, во время испытаний вертолета было отстреляно около 100000 снарядов из пушки F2.
| Super Hind Mk V или Agile Hind
|
Во время выставки Africa Aerospace & Defence в сентябре 2006 г.ATE продемонстрировала еще один вариант модернизации Ми-24, получивший обозначение Super Hind Mk V (или Agile Hind – “быстрая лань”). На машине была полностью заменена кабина: вместо старой, напоминающей сдвоенный мыльный пузырь, была установлена кабина, похожая на кабину последних вариантов AH-1 Cobra с более высокой посадкой пилота для лучшего обзора.
Председатель совета директоров ATE Жан-Марк Писаро (Jean-Marc Pizaro) особо подчеркнул тот факт, что благодаря такому решению удалось существенно снизить массу вертолета, что в свою очередь позволило разместить дополнительные элементы бронирования. Облегченный вертолет, кроме того, смог существенно улучшить показатели маневренности. Боевой радиус новой машины с набором вооружения из 8 ПТУР составляет 235 км. Пока руководство ATE не спешит раскрывать возможных заказчиков нового варианта модернизации.
В период 2003-2005 ATE активно продвигала проект Super Hind среди новых членов НАТО в Восточной Европе, однако успехов не добилась. Единственным исключением стал контракт на поставку одного демонстрационного образца в Болгарию. Машина, доработанная французским отделением ATE и болгарскими компаниями TEREM и Liconex в целом сходна с вариантом Super Hind Mk III. Вертолет проходил всесторонние испытания в феврале и марте 2005 г.
| Ми-24 SOVA-attack ВВС Болгарии
| Председатель совета директоров ATE Жан-Марк Писаро (Jean-Marc Pizaro) особо подчеркнул тот факт, что благодаря такому решению удалось существенно снизить массу вертолета, что в свою очередь позволило разместить дополнительные элементы бронирования. Облегченный вертолет, кроме того, смог существенно улучшить показатели маневренности. Боевой радиус новой машины с набором вооружения из 8 ПТУР составляет 235 км. Пока руководство ATE не спешит раскрывать возможных заказчиков нового варианта модернизации.
В период 2003-2005 ATE активно продвигала проект Super Hind среди новых членов НАТО в Восточной Европе, однако успехов не добилась. Единственным исключением стал контракт на поставку одного демонстрационного образца в Болгарию. Машина, доработанная французским отделением ATE и болгарскими компаниями TEREM и Liconex в целом сходна с вариантом Super Hind Mk III. Вертолет проходил всесторонние испытания в феврале и марте 2005 г.
Азербайджан планирует модернизировать свои вертолеты Ми-24 на Конотопском авиаремонтном заводе "Авиакон" с участием компании из ЮАР. Об этом АРМС-ТАСС сообщил источник в украинском ОПК.
По всей вероятности, подрядчиком работ по модернизации выступит южноафриканская фирма "Эдванст текнолоджис энд инжиниринг" (ATE), которая в 2006 году представила на выставке "Африкан аэроспейс энд дифенс" (AAD) модернизированный вертолет Ми-24.
Минобороны Украины также, как ожидается, рассмотрит возможность сотрудничества с ЮАР по модернизации своих вертолетов Ми-24 с учетом опыта "Авиакона". Ранее переговоры о модернизации украинских Ми-24 велись с французской компанией "Сажем", но в настоящее время они приостановлены. При этом варианты сотрудничества с Францией и ЮАР сопоставимы по своим основным показателям.
|