F-35 «Лайтнинг» II (англ. F-35 Lightning II) — перспективный малозаметный ударный истребитель разработанный американской фирмой Lockheed Martin Aeronautics Company (Tactical Aircraft Systems)
|
|
В консорциум во главе с Lockheed Martin входят так же Northrop Grumman Corporation, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace. В разработке отдельных узлов принимают участие Skunk Works в Palmdale и Aeronautical Systems.
На F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22. F-35 будет оснащен двигателем Pratt & Whitney JSF119-611, который является развитием двигателя F119, установленного на F-22. Двигатель варианта STOVL разработан с участием Rolls-Royce Defence.
F-35 Lightning II — малозаметный многоцелевой американский ударный истребитель пятого поколения. Планируется принять на вооружение 3 варианта самолета:
F-35A — самолет для ВВС США, самая технологически простая и, соответственно, облегченная версия F-35.
F-35B — самолет для Корпуса морской пехоты США, Королевского флота Великобритании и Королевских ВВС Великобритании. Главная отличительная черта — возможность укороченного взлета и вертикальной посадки. Единственный из трех вариантов не имеющий встроенной пушки.
F-35C — самолет для ВМС США. Вариант имеет увеличенную площадь крыльев и хвостового оперения, позволяющего маневрировать на небольших скоростях при полетах с авианосцев. Крыло большего размера позволяет также увеличить полезную нагрузку. Добавлен посадочный крюк. По сравнению с F-18C, F-35C будет иметь вдвое больший боевой радиус действия.
Все варианты унифицированы на 70-90 %. Кроме того, на F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22. Ожидается, что F-35 начнет службу с 2011 года, когда ими начнут заменять морально и физически устаревающие самолеты ВВС США A-10 Thunderbolt II и F-16 в 2011, а также AV-8B Harrier Корпуса морской пехоты и F/A-18 ВМС США в 2012 году.
Предполагается поставить 1763 самолета для ВВС США, которые заменят F-16 и A-10, 480 v для ВМС США (заменят F/A-18B/C и A-6), 480 v для Корпуса морской пехоты США (заменят F/A-18B/C и AV-8B) и 60 v для Королевского флота Великобритании (заменят Sea Harriers). В качестве возможных иностранных покупателей самолета рассматриваются Турция, Израиль, Сингапур. Объем экспортного рынка JSF оценивается в 3000 самолетов
Одной из важнейших целей, поставленных в программе JSF, является создание интегрированной информационной управляющей системы поддержки жизненного цикла самолета. Эта система должна быть мультиорганизационной, мультизадачной, мультисервисной и мультинациональной. Она должна иметь открытую архитектуру, которую можно модернизировать с течением времени, не меняя полностью ее логистику и программное обеспечение. Эта система должна функционировать при минимальном ручном вмешательстве, предоставляя лишь информацию необходимую для принятия решений ?нужным специалистам, в нужном месте в нужное время
Основу вооружения самолета должны составить системы высокоточного оружия JDAM и LOCAAS. Система JDAM превращает уже существующие бомбы Mk-83-1000, Mk-84-2000, BLU-109-2000, BLU-110-1000 в применимое при любых погодных условиях высокоточное оружие, в котором используются инерциальная и GPS системы наведения. Данные о цели автоматически загружаются в систему наведения бомбы с началом выполнения полетного задания непосредственно из компьютера самолета. При достижении рубежа применения (порядка 30 км от цели), бомба автоматически сбрасывается. Дальнейшее наведение на цель осуществляется системой наведения бомбы за счет специальных аэродинамических поверхностей. При этом достигается точность попадания с вероятностным круговым отклонением (КВО) 13 м при использовании совместно инерциальной и GPS систем наведения и 30 м КВО при работе только инерциальной системы. Система может применяться в широком диапазоне высот и в процессе выполнения самолетом различных маневров. В дальнейшем планируется довести КВО до 3 м при использовании системы DAMASK (Direct Attack Munitions Affordable Seeker). LOCAAS представляет собой малую бомбовую систему с собственным турбореактивным двигателем и низкой стоимостью (~33000$). Предназначена для поиска, идентификации и уничтожения подвижных наземных целей. Имеет GPS и инерциальное курсовое наведение, твердотельную головку поиска целей (LADAR), автономную систему сопровождения цели и боевые части различного назначения. Полетное задание программируется. Система может быть применена на дальностях 100-150 км, при этом область поиска целей составляет 100-45 кв. км.
Для информационной системы управления состоянием самолета, уже написано свыше 15 млн. строк программного кода, 6 млн. из которых - для бортовых систем самолета и 9 млн. - для наземного оборудования.
ВМС и корпус морской пехоты США, столкнувшись с ограничениями финансирования закупок ударных истребителей Lockheed Martin F-35, начали предпринимать экстренные меры с целью экономии средств. В основном, они сводятся к высокой степени интеграции истребительной авиации ВМС и корпуса морской пехоты, благодаря чему руководство этих видов вооруженных сил рассчитывает сократить свои потребности в новых самолетах с минимальными последствиями для боеготовности. Ожидаемая экономия от такой интеграции в 2003 ф. г. может составить почти 30 млрд. долл. при сокращении закупок самолетов F-35 на 35%. Главным препятствием на этом пути является то, что ВМС и корпус морской пехоты планируют закупать истребители F-35 разных модификаций. Чтобы частично преодолеть эту проблему, командование ВМС, скорее всего, примет решение о приобретении некоторого числа истребителей F-35B (вариант КВВП) для того, чтобы поддержать корпус морской пехоты.
К настоящему времени командование корпуса морской пехоты приняло решение заменить все СВВП Boeing AV-8B Harrier II на самолеты F-35B. Какая модификация нового истребителя придет на замену истребителям-бомбардировщикам Boeing F/A-18, пока неизвестно. Скорее всего, корпус морской пехоты в целях унификации парка предпочтет вариант F-35B, но в случае, если палубная модификация истребителя с обычным взлетом F-35C (в ВВС этот вариант имеет обозначение F-35A) хорошо зарекомендует себя в ходе летных испытаний, возможны и ее закупки. В любом случае, интеграция с ВМС сделает необходимым обучение летчиков полетам на истребителях обеих модификаций. По мнению экспертов, начиная с 2007 г. ВМС США столкнутся с дефицитом средств, который не позволит приобретать какие-либо летательные аппараты, кроме истребителей. Но, несмотря на это, интеграция с корпусом морской пехоты в таких областях, как, например, использование вертолетного парка, пока не обсуждается. Для экономии средств ВМС, возможно, пойдет по пути американских ВВС, где акценты смещаются на более активное использование самолетов Национальной гвардии и резерва.
В ходе испытаний планируется сертифицировать двигатели Pratt & Whitney F135 и General Electric F136, а также подъемный вентилятор для варианта КВВП, который рассматривается, как отдельная силовая установка. Кроме того, будет сертифицировано вооружение, которое планируется использовать на самолетах F-35. Представители Lockheed Martin сообщили, что для БРЭО ударного истребителя было написано в 6,5 раз больше строк программного обеспечения, чем для истребителя Lockheed Martin F-22. На первом этапе испытаний опытные самолеты будут иметь ограничения по применению оружия, а также несколько сокращенный состав пассивных датчиков, позволяющий самолету действовать лишь в одиночку. На втором этапе испытаний, продолжительностью в 20 месяцев, ограничения по использованию вооружения будут сняты, на самолеты вместо двигателей F135 установят альтернативные двигатели F136, а дополненный комплект пассивных датчиков позволит собирать и обмениваться тактической информацией на уровне звена. Наконец, на третьем этапе будут проведены испытания систем вооружения для английских ВВС и ВМС; кроме того, самолеты получат полный комплект предусмотренных датчиков.
|