Описание:
В 1982 году в Швеции начались исследования по программе системы бронетанкового вооружения 1990-х годов – ОБТ второго поколения и семейства бронемашин. Последнее должно было иметь единое шасси и включать БМП, машину огневой поддержки, БТР, ЗСУ, КШМ, машину передовых артиллерийских наблюдателей, самоходный миномет, ПТРК и санитарную машину. Основной и первоочередной машиной семейства считалась 20-тонная БМП, причем упор делался на высокую проходимость при хорошей бронезащите и весьма мощном для данного типа техники вооружении. Все семейство боевых машин получило обозначение Stridsfordon 90 (Strf 90), но более известным стало под англоязычной аббревиатурой CV-90 (Combat Vehicle 90).
«Динамический защитник» – так называется в рекламных буклетах фирмы «Бофорс» боевая машина пехоты Strf 90/CV-90 (прототип обозначался как Pbv G). Она создавалась специально для сложных климатических и территориальных условий Швеции. Это очень компактная и маневренная машина с низким силуэтом, пониженным уровнем шумности и уязвимости к воздействию электромагнитного импульса, невысоким коэффициентом отражения радиолокационного импульса и слабым тепловым излучением в лобовом направлении. В результате многолетних технологических исследований, проводившихся фирмами «Бофорс» и «Хёгглундс», машина полностью соответствует семи основным требованиям шведской армии:
– высокая тактическая подвижность (большой клиренс, низкое удельное давление на грунт, высокая удельная мощность двигателя, маневренность и максимальная скорость);
o высокая стратегическая подвижность (средняя скорость, возможность перевозки железнодорожным транспортом, большой запас хода);
– возможность самостоятельно защищаться от авиации противника (большие углы возвышения и снижения ствола пушки, скорострельность и скорость наведения пушки в обеих плоскостях);
– удовлетворительная защита экипажа (низкий силуэт, большие углы наклона броневых плит корпуса, надежная защита от оружия массового поражения, отличная система противопожарной безопасности);
– способность поражать бронированные объекты (использование 40-мм подкалиберных снарядов с вольфрамовыми сердечниками);
– удобство в эксплуатации (простота обслуживания, ограниченное применение электроники, использование дешевых запасных частей и механизмов);
– возможность дальнейшего усовершенствования и развития (возможность установки системы стабилизации вооружения, реактивной брони или усиления вооружения без изменения конструкции машины).
История создания БМП CV-90 началась в 80-х годах, когда командование шведской армии решило выйти на международный рынок вооружений с целью подыскать легкие боевые гусеничные машины, которые могли бы заменить состоявшие до того момента на вооружении шведской армии бронетранспортеры Раnsarbandvagn 302 (Pbv 302). В 1984 г. на севере Швеции проводились испытания английских машин «Стормер» и «Скорпион», вооруженных стандартной 76-мм пушкой. Обе машины отличались хорошей подвижностью, легко преодолевали занесенное глубоким снегом бездорожье, но относились к несколько иной категории боевых машин и во многом не отвечали разработанным техническим условиям. В конечном итоге шведское командование приняло решение приступить к самостоятельной разработке и производству новой гусеничной боевой машины. Кроме того, такое решение полностью вписывалось в господствовавшую в Швеции вплоть до недавнего времени концепцию независимости основных отраслей военной промышленности от зарубежных поставок.
Проектные работы были поручены компании «НВ Utveckling AB», в состав которой входило около десяти более мелких фирм. Руководство компании заключило субподрядные договора с двумя своими крупнейшими участниками – фирмой «Бофорс», которая должна была отвечать за разработку башни и системы вооружения, и фирмой «Хёгглундс Виикл», на которую возлагались обязанности по конструированию корпуса и силового агрегата. В июле 1985 г. с компанией «НВ Utveckling АВ» был подписан целевой контракт на проектирование и изготовление пяти прототипов CV-90, а в декабре 1986 г. – новый контракт стоимостью в 140 миллионов шведских крон на разработку четырех комплектных башен, три из которых должны быть вооружены 40-мм пушкой «Бофорс» L/70 (встречается также обозначение 40/70 В), а одна – 25-мм пушкой. Причем при выборе основного вооружения испытывались две пушки – 40-мм L/70 фирмы «Бофорс» и 60-мм HvMSW совместного производства фирм «Израэл Милитэри Индастриз» и «ОТО Мелара». Предпочтение было отдано пушке отечественного производства.
Первая башня, предназначенная для боевой машины пехоты Pbv G (CV-9040), была оснащена системой управления огнем, 40-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, а также двумя блоками дымовых гранатометов по четыре-шесть стволов в каждом. Сзади на крыше башни смонтированы два 71-мм миномета «Lyran 71», стреляющие осветительными зарядами на расстояние до 1300 м. Вторая башня, предназначенная для бронетранспортера Pbv L, оснащалась упрощенной системой управления огнем. Несколько башен планировалось вооружить 40-мм пушками «Бофорс», остальные – скорострельными пушками калибра 25 мм. Третий тип башни предназначался для самоходной зенитной установки Lvkv A2 (CV-9040 AA) и первоначально не оснащался радаром, который начали устанавливать с 1990 г. Четвертый тип башни был вооружен 25-мм пушкой (для CV-9025). По условию контракта фирма «Бофорс» должна была разработать боеприпасы типа APFSDST (трассирующие оперенные бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном) для пушки L/70.
Когда фирма «Бофорс» изготовила стальную башню для БМП Pbv G, ее установили для пробных стрельб на корпус истребителя танков Ikv-91 (легкий танк). Максимальная ширина башни составляет 2160 мм, диаметр погона – 1970 мм, высота (с прицелом наводчика) – 1850 мм. На случай выхода из строя системы заряжания в башне установлен дополнительный аккумулятор, подзаряжающийся при нормальной работе двигателя.
Ходовая часть CV-9040 состоит из четырнадцати (2x7) стальных двойных опорных катков с резиновыми бандажами, двух ведущих зубчатых колес переднего расположения, двух направляющих колес заднего расположения и двух гусениц. Поддерживающих роликов нет, хотя возможность их применения рассматривалась еще во время ходовых испытаний. В корме БМП находятся гидравлические механизмы натяжения гусениц. Нажатием на соответствующую педаль механик-водитель может изменять натяжение гусениц, не покидая своего рабочего места, что значительно упростило эту трудоемкую и требующую времени процедуру. Масляные резервуары гидравлической системы находятся сзади на надгусеничных полках. Одногребневая гусеница состоит из 84 траков длиной 152 мм и шириной 535 мм каждый, соединенных замками со специальными выступами-грунтозацелами, облегчающими передвижение по болотистой местности и глубокому снегу. Благодаря большой длине опорной поверхности (около 4 м) значение удельного давления на грунт составляет 0.048 Мпа. На внешней поверхности гусениц крепятся съемные резиновые накладки.
На БМП CV-9040 применяется индивидуальная торсионная подвеска. При этом первая, вторая и седьмая пары опорных катков оборудованы поворотными гидравлическими амортизаторами. Верхние верви гусениц закрыты броневыми экранами, которые являются дополнительной защитой бортов корпуса от кумулятивных снарядов.
В состав стандартного оборудования машин семейства CV-90 входят система защиты от оружия массового поражения, разработанная английской фирмой MDH, и система пожаротушения, расположенная в моторно-трансмиссионном отделении. Кроме БМП CV-9040, вооруженной 40-мм пушкой, созданы еще две другие, которые отличаются оборудованием башни и стоимостью. Это позволило приспособиться к конкретным требованиям и возможностям потенциальных зарубежных заказчиков.