Корвет проекта 20380 разработан Центральным морским конструкторским
бюро «Алмаз». Многоцелевой корабль морской зоны этого класса предназначен
для борьбы с надводными кораблями, подводными лодками, для обеспечения ПВО,
а также для артиллерийской поддержки и высадки морского десанта.
|
|
| Корвет проекта 20380 "Стерегущий"
|
Водоизмещение "Стерегущего" 2000 тонн, длина 100 метров, экипаж 100 человек. Корвет будет оснащен 100-миллиметровой универсальной автоматической артиллерийской установкой, способной вести огонь по надводным, воздушным и береговым целям. Корабль будет оснащен новыми образцами российского оружия и радиоэлектронного и гидроакустического вооружения для решения задач ПВО, УРО и ПЛО.
Противовоздушную и противоракетную оборону в ближайшей зоне обеспечат зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Кортик" и два пушечных автомата. Торпедные аппараты предназначены для стрельбы противолодочными торпедами и ракетами.
Ударное ракетное оружие представлено двумя четырехконтейнерными установками "Уран". В перспективе корветы получат ударный противоракетный комплекс "Яхонт" со сверхзвуковыми ракетами большой дальности, средств борьбы с которым не имеет ни один флот мира. У нового российского корабля, по мнению специалистов, значительный экспортный потенциал.
Корвет "Стерегущий" является головным кораблем серии. При его строительстве активно использовались новейшие кораблестроительные технологии. В частности, корвет имеет значительно меньшую радиолокационную заметность по сравнению с большинством своих одноклассников.
Непосредственное строительство корвета осуществляло ОАО судостроительный завод "Северная верфь" (ОАО ССЗ "Северная верфь") в г.Санкт-Петербурге. Первый (головной в серии) корабль пр.20380 "Стерегущий" был заложен в декабре 2001 г. (в 2006 г. спущен на воду, в 2007 г. прошел государственные испытания, в феврале 2008 г. вошел в боевой состав соединения надводных кораблей Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота России), второй ("Сообразительный") и третий ("Бойкий") в 2003 г. и в 2005 г. соответственно.
Всего ВМФ России рассчитывает получить не менее 20 кораблей этого типа.
В создании корвета пр.20380 участвовало более 70 российских научно-исследовательских, проектных и промышленных предприятий (в т.ч. "Аврора", Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод, ЦНИИ имени Крылова и др.).
Первое представление корвета "Стерегущий" широкой общественности состоялось в 2007 г. в рамках третьего Международного военно-морского салона в г. Санкт-Петербург.
Многоцелевой сторожевой корабль пр.20380 ближней морской зоны (корвет) "Стерегущий" (экспортная модификация "Тигр") предназначен для действий в ближней морской зоне государства и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесение ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах, патрулирования зоны ответственности с целью блокады.
| Профиль Корвет "Стерегущий"
|
Корпус корвета "Стерегущий" является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, является одной из главных особенностей корвета и отечественным "ноу-хау".
Корабль имеет стальной гладкопапубный корпус и надстройку от борта до борта из многослойного стеклопластика. Корпус и надстройка выполнена с учетом требований технологии "стелс". Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25% и, одновременно, потребную мощность его главной энергетической установки (ГЭУ). В результате появилась возможность использовать менее мощную и более легкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18% водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки. При сохранении неизменным массы вооружения и ГЭУ за счет уменьшения сопротивления движению корабля на 1,5-2 узла увеличивается скорость его полного хода.
Улучшенная мореходность корвета пр.20380, по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять его вооружение при волнении моря силой до 5 баллов (на 1,5-2 балла больше аналогичных кораблей), что особенно важно при базировании на корабле вертолёта.
| Корвет проекта 20380 "Стерегущий"
|
В кормовой части корвета, впервые для (отечественных - paralay) кораблей такого водоизмещения, размещен противолодочный вертолет типа Ка-27 с ангаром, взлетно-посадочной площадкой и значительный (до 20 т) запас топлива для него.
В целом от имеющихся на вооружении противолодочных кораблей корвет "Стерегущий" отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации систем. При скорости экономического хода 14 узлов (максимальная 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4 тыс. морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолета составляет 100 человек. Модульный принцип строительства корвета "Стерегущий" снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет его жизненного цикла.
Для сравнения. Вошедший 29.01.2008 г. в состав ВМС Германии ракетный корвет "нового поколения" по своим основным характеристикам имеет сходство с корветом "Стерегущий". При одинаковой скорости полного хода и дальности плавания немецкий корвет имеет 8 дополнительных ракет ближнего радиуса действия, но у него отсутствуют торпедные аппараты и вертолетный ангар для постоянного базирования противолодочного вертолета. Противовоздушная оборона немецкого корвета обеспечивается только одним ЗРК ближнего действия и двумя 27-мм зенитными автоматами. Примерно такие же характеристики имеет и строящийся французский фрегат проекта Delta для ВМС Сингапура. При большем водоизмещении (3200 т) он будет вооружен восемью ракетами среднего радиуса действия, одной 76-мм артустановкой, двумя торпедными аппаратами и одним ЗРК Aster-15.
Особое внимание в новом корвете уделено его защите и повышению живучести за счет широкого использования технологий "стелс". На всех вариантах корвета пр.20380 реализованы новейшие достижения по снижению его заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля. Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) корвета снижена примерно в 3 раза, что снижает вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет (ПКР) с 0,5 до 0,1.
Кроме того, на кораблях всех вариантов пр.20380 предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести, в т.ч. по взрывопожаробезопасности, конструктивной защите от воздействия оружия противника и другие меры.
| Корвет проекта 20380 "Стерегущий"
|
ГЭУ корвета представляет собой двухвальную дизельную установку в составе 4 двигателей типа 16Д49, работающих через суммирующие реверсивные редукторы на два винта фиксированного шага.
Корабль оснащен сложной технической системой вооружения в составе комплексов ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты.
Основу вооружения корвета составляет противокорабельный ракетный комплекс "Уран" в составе двух четырехконтейнерных пусковых установок (8 ПКР Х-35). Для противовоздушной обороны корабль оснащен боевым модулем ЗРАК типа "Кортик", ПЗРК "Игла" и двумя артиллерийскими комплексами АК-630М.
Артиллерийское вооружение представлено новой 100-мм артустановкой АК-190 (боезапас 332 снаряда).
Торпедное вооружение представлено двумя четырехтрубными 330-мм торпедными аппаратами "Пакет", которые могут применять противолодочные торпеды и ракеты.
Радиоэлектронное вооружение корабля, кроме БИУС "Сигма", включает гидроакустический комплекс типа "Заря" с антенной в носовой бульбе, гидроакустическую станицю с протяженной буксируемой антенной и РЛС типа "Позитив-М".
Для самообороны и защиты от пиратов на борту корабля могут быть установлены 2 тумбовые 14,5-мм пулеметные установки. Использование вооружения возможно при волнении моря силой до 5 баллов.
Модульный принцип строительства кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих установить на них противокорабельные ракетные комплексы типа "Оникс"/"Яхонт" или "Клаб", а также корабельный ЗРК "Форт" коллективной обороны.
Планируется строительство серии из около 20 многофункциональных кораблей пр.20380 (4 до 2015 г.), которые должны стать основой всех флотов России в ближней морской зоне. Первые два корвета поступят на вооружение Северного и Балтийского флотов. Они будут использоваться для патрулирования прибрежных вод, эскортных и противолодочных операций.
Возможно, начиная с четвертого корабля в серии, будут установлены новые системы оружия и РЭО:
1x8 УВП CLUB-N или 2x4 УВП ПКР ОНИКС, 4x4 УВП ЗРК с ЗУР 9M96E и РЛС с ФАР, 1x6 УВП ПЛУР МЕДВЕДКА-2.
Серия из 20 кораблей будет закончена примерно к 2018 г.
Корабли получат СФ И ТОФ (по 6-8 ед.), а также ЧФ (3 ед.).
Стоимость одного корабля составляет $200 млн.
Предназначены для замены около 50 кораблей проектов 133.1М, 1124М, 1234.1 и др.
Водоизмещение
стандартное: 1800 тонн
полное: 2200 тонн
Длина: 94 метра
Ширина: 13 метров
Скорость хода максимальная: 28 узлов
Дальность плавания (при скорости): 4000 миль (14 узлов)
Автономность: 15 суток
Экипаж: 85 человек
Вооружение:
ударное:
2х4 ПУ ПКР 3M24 "Уран" или 1х8 УВП ПКР 3M54 "Клаб" или 2х4 УВП ПКР "Оникс"
зенитное: ЗРАК "Кортик" и 2х6 30 мм ЗАК AK-630M, ЗРК "Полимент"
артиллерийское: 1x1 100 мм АУ A-190
противолодочное:
2x4 ПУ ПЛУР "Медведка" или 2x2 533 мм ТА (ПЛУР "Водопад") (16 ед.)
авиационное: KA-27ПЛ
Радиоэлектронное вооружение
воздушной обстановки: РЛС "Позитив-М1" или "Фрегат-MA-4K (ОВЦ / ОНЦ)
управление оружием: РЛС "Монумент"; РЛС УО АУ 5P-10 "Пума" (АУ)
РТР и РЭБ: 4 ПУ PK-10
гидроакустические станции: подкильный ГАК "Заря", буксируемый ГАК "Кентавр"
|